Игровые методы в школе
Игровые методы и принципы обучения и воспитания
Ребенок воспитывается всем окружающим миром и, в первую очередь, людьми: родителями, близкими, друзьями и педагогами. Сейчас многие дети растут в неполных семьях и нередко большую часть дня проводят в стенах школы, поэтому педагогам (и коллективу) в воспитании отводится еще более значимая роль. Играть любят все, даже взрослые, не говоря о детях, поэтому игровые методы обучения и воспитания — это то, что обязательно должно присутствовать в школе.
Среди принципов управления деятельностью учащихся выделяют сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, их сознательность и активность. На этих принципах должно основываться и использование в работе игровых методов.
Прочные знания и, главное, умения, приобретаются только при ненасильственных методах обучения, поэтому подкреплением правильных действий учеников и стимулом к дальнейшей работе может быть только поощрение их успехов. При таком подходе отметки отчасти утрачивают свое значение для детей, поскольку в школьном возрасте для них гораздо значимее признание коллективом и взрослыми их достижений. Освобождение от страха перед неудовлетворительной оценкой позволяет чувствовать себя свободнее и спокойнее, а в такой атмосфере повышается и качество выполняемой работы.
Игровые методы и элементы соревновательности при этом являются дополнительным средством достижения общей позитивной атмосферы и стимулируют общий интерес. Играть любят все, не только дети, а сидеть и учиться – скучно. Если человеку будет скучно, он всегда найдет множество способов разнообразить и свою деятельность. Не всегда таким способом, который понравится преподавателю, но это уже другое дело.
Воспитание через коллектив
Важно и то, что все дети хотят выделиться и быть лучшими, но если у ученика не получается добиться успехов в учебе, то, идя по пути наименьшего сопротивления, ему легко может прийти в голову идея стать лучшим по неуспеваемости или, скажем, в пререканиях с учителем. Наверное, каждый из нас сталкивался людьми, которых устраивает занимаемое ими первое в чем-либо место, даже если это первое место с конца.
В отношениях конец и начало весьма условны, тем более детский коллектив может оценивать деструктивное и девиантное поведение по-своему. Если не каждому дано быть первым по всем предметам, то преуспеть в игре может каждый. Взяв на вооружение игровые методы на занятиях, учитель направляет в нужное ему русло желание учеников показать свою уникальность и неповторимость. Притязания личности на признание своего места в коллективе и инициативу, безусловно, надо поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей, но – так, как запланирует педагог.
Противоречия между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением являются движущими силами саморазвития. Если дети хотят поиграть, но кто-то из них выпендривается, он уже не будет героем в глазах коллектива. Осознавая требования товарищей и видя, что его деятельность не соответствует им, любой вынужден будет изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям. Если эти требования оказываются посильными для учащихся и сочетаются с помощью и подкреплением, то они становятся движущей силой их саморазвития наравне с атмосферой соревновательности. Высказывание своих идей по теме занятия, проявление инициативы и совместное обсуждение вопросов развивает логическое мышление, помогает формировать и высказывать свою точку зрения.
Управлять несложно, каждый из нас ежедневно управляет и пытается управлять всеми окружающими. Если мы говорим о работе преподавателя, который обязан управлять и вести класс за собой, то надо понимать, что управлять через коллектив намного легче и продуктивнее, чем работать с каждым по отдельности.