Никарагуанский жестовый язык

Поделиться:

Поделиться:Уникальность никарагуанского жестового языка Существуют тысячи языков, живых и мертвых, о которых мы можем судить по их уже сложившейся системе, есть и искусственные языки, созданные для тех или иных целей. Известен также единственный язык, возникший естественным путем, за развитием которого современники могли наблюдать с момента его зарождения. Это Idioma de Señas de Nicaragua, никарагуанский жестовый язык….


Поделиться:
Поделиться:

Уникальность никарагуанского жестового языка

Существуют тысячи языков, живых и мертвых, о которых мы можем судить по их уже сложившейся системе, есть и искусственные языки, созданные для тех или иных целей. Известен также единственный язык, возникший естественным путем, за развитием которого современники могли наблюдать с момента его зарождения. Это Idioma de Señas de Nicaragua, никарагуанский жестовый язык.

Уникальность этого языка, пусть и не предназначенного для устного общения, состоит в том, что его никто не собирался создавать, он появился спонтанно в условиях вынужденного общения людей, не владевших никакими другими языками.

Школа для глухонемых детей в Никарагуа

После революции 1979 года в Никарагуа была создана школа для глухонемых детей. Их обучением до этого времени никто не занимался, поэтому все они имели лишь некоторый запас собственных жестов, которые были понятны только членам их семей.

Учителя школы не владели стандартным жестовым языком и вначале пытались научить воспитанников читать испанский по губам. Понятно, что из этой затеи ничего не вышло, поскольку дети испанским не владели и не знали, как должны произноситься звуки и как они складываются в слова с определенным значением. Тем не менее, у нескольких сотен детей возникла необходимость понимать друг друга и общаться. Так и появился общий язык жестов, причем, что интересно, изобретали его в основном дети младшего возраста, а старшие только перенимали.

О том, что дети общаются между собой не просто жестами, а могут выразить сложные понятия на языке, грамматика которого содержит собственные правила согласования частей речи, взрослые узнали спустя несколько лет, когда учителя наконец поняли тщетность попыток обучить детей испанскому и обратились за помощью к специалистам по жестовым языкам.

С тех пор никарагуанский жестовый язык является объектом внимательного изучения лингвистов, показывая идеальный образец самостоятельного развития языковой системы с нуля.

Этот язык развивался, усложнялся и совершенствовался настолько быстро, что выпускники школы разных лет впоследствии с трудом могли понимать друг друга.

Читайте также:  Язык и мышление

Когнитивные способности и язык

Известно, что дети до 3 лет не умеют ставить себя на место другого человека. Так, если ребенку показать видео, в котором человек кладет книгу на стол, потом выходит из комнаты, а в это время книгу убирают в шкаф, то ребенок скажет, что после возвращения человек будет искать оставленную им книгу в шкафу. В раннем возрасте трудно понять, что человек отсутствовал в комнате и не может знать, куда спрятали вещь, хотя это видел зритель.

Аналогичные результаты дали исследования, проводимые с выпускниками школы ранних лет выпуска, тогда как выпускники, владевшие поздним вариантом жестового языка, уже отвечали с позиции героя видео, которому неизвестно, что происходило в комнате во время его отсутствия. Анализ различий этих двух вариантов показал, что в языке возникли жесты, передающие понятия, связанные с когнитивными способностями, такие как «думать», «знать», «понимать».


Поделиться:

Похожие записи