Индейцы Северной Америки (часть 3)
В предыдущих частях разговор шел об атабаскских и алгонкинских, а также о ирокезских и сиуанских языках.
Мускогские языки
Мускогские языки – это языки племен юго-востока США: чокто, чикаса, апалачей, алабама, коасати и криков (мускогов). И хотя названия этих племен встречаются достаточно редко, племя криков (особенно под названием семинолов) получило широкую известность в ходе противостояния европейцам. Общее число носителей мускогских языков составляет в настоящее время всего 20 тысяч человек, хотя численность только одного племени криков в 4 раза больше. В наши дни эти языки распространены в штатах Оклахома, Алабама, Джорджия и Флорида.
Семинолы
Семинолы – это племя, образованное из представителей различных народов, переселившихся (или оттесненных, или сбежавших) на территорию Флориды. Основная их часть говорила на двух родственных языках – крикском и мускогском. В XVIII веке они успешно занимались торговлей и все больше увеличивали численность уже за счет беглых рабов и свободных афроамериканцев.
Название племени происходит от испанского слова cimarrones, которое первоначально относилось к одичавшему домашнему животному, а затем стало обозначать беглых рабов и индейцев, бежавших от европейских захватчиков. На языке хитчити, в котором отсутствовал звук «р», слово получило звучание simanoli и после этого вернулось в английский, испанский и другие языки как семинолы.
Поскольку семинолы – собирательное название для представителей различных народов, они говорят на трех языках, а многие владеют всеми тремя: крикским, микасуки и английским.
В XIX веке племени было навязано несколько невыгодных договоров, по которым их территории сначала были сильно урезаны. В 1821 году Испания продала Флориду США, в 1830 году Конгресс принял решение о переселении всех индейцев юго-востока на неплодородные земли к западу от Миссисипи, и четырьмя годами позже власти начали осуществлять это решение. Эта политика властей привела к трем семинольским войнам, продолжавшимся более 40 лет. Тех индейцев, которые жили на побережье, достаточно легко вынудили отправиться в путь, а центральная болотистая часть полуострова оказалась труднодоступной для армии, и индейцы под предводительством Оцеолы имели возможность активно сопротивляться попыткам изгнать их.
В итоге большая часть семинолов, насильственно или за деньги, все-таки была переселена на запад, за исключением нескольких сотен человек, оставшихся во Флориде практически в изоляции. Правительство тратило слишком много ресурсов на столкновения с ними, в итоге смирилось и оставило их в покое.
В 1852 и 1880-х годах были предприняты новые попытки изгнать семинолов, но они развязали партизанскую войну: не вступали в открытые столкновения, оставляли при отступлении пустые деревни и иногда наносили тихие удары по правительственной армии.
Все закончилось тем, что уже в 1924 году Конгресс предоставил семинолам гражданство, еще через 10 лет выделил территорию в качестве резервации, однако мирный договор семинолов с правительством США так и не был подписан, и это уникальный факт, поскольку все остальные племена североамериканских индейцев завершали войны подписанием таких документов.
Мускогские племена в наши дни
Так и не сдавшись правительственной армии, семинолы получили вместе с гражданством и резервацией ряд налоговых и других льгот, как и все коренные жители США. В течение последних 50 лет, помимо традиционного разведения крупного рогатого скота и выращивания кукурузы, племя семинолов активно ведет бизнес: оно владеет отелями, зоопарком, сетью кафе, несколькими казино, при этом каждый член племени (включая женщин и детей) ежегодно получает дивиденды на сумму порядка 128000 долларов из части общего дохода.
В 2006 году племя семинолов почти за миллиард долларов выкупило всемирную сеть Hard Rock Cafe. Стоимость одной только реконструкции Seminole Hard Rock Hotel & Casino Hollywood, обновленного в 2019 году, оценивается в 1,5 миллиарда долларов. Точную величину прибыли племя не разглашает, однако известно, что за последние 5 лет семинолами было уплачено только налогов на сумму 1,5 миллиарда долларов.
Финансовые успехи семинолов связывают с Джимом Алленом, однако игровой бизнес племени начал вести вождь племени Джеймс Билли. К тому же, остальные родственные семинолам племена тоже неплохо чувствуют себя в современном мире. Чикасо также создали свою бизнес-империю и владеют банками, театрами, музеями, радиостанциями, отелями, магазинами, кафе, полями для гольфа, множеством казино и развлекательных центров. Племя чокто владеет в Оклахоме и Миссисипи предприятиями в сфере игорного и гостиничного бизнеса и электроники, а микасуки – отелем с игровыми залами в Майями.
Кстати, языку чокто обязаны своими названиями штаты Алабама (albah amo – «собиратели растений») и Оклахома (okla homa – «красные люди»).
Особенности мускогских языков
1. В отличие от всех ранее рассмотренных нами языков североамериканских индейцев, в мускогских языках центром высказывания становится не глагол (функциональная сторона понятия), а существительное (непосредственно внешняя форма предмета). Мы помним, что лакота, оджибве, чероки и другие относятся к полисинтетическим языкам, в которых предложение может состоять из одного слова, приближенного по смыслу к глаголу, и включать в себя множество различных показателей субъекта, объекта, наклонения, времени и т.д. В этих языках обычным является использование глаголов для обозначения предметов и признаков (wohaŋpi на лакота не «суп», а «они варят»; Biʼééʼ Łichííʼí bikéyah на навахо не «Россия», а «они носят рубашки красного цвета»).
Что же касается мускогских языков, они являются агглютинативными и с точки зрения грамматики несильно отличаются от, скажем, турецкого). В агглютинативных языках мы находим примерно те же части речи, что и в русском и других европейских языках, и эти части речи имеют сходные категории и парадигмы формоизменения.
В языке семинолов есть обычные наречия, существительные и даже прилагательные, которые, как и в русском, согласуются с определяемым существительным по падежам и числам: svtvrokko chvmpe, svtvrokkot chvmpet, svtvrokkon chvmpen («сладкое яблоко») и т.д. В рассмотренных нами ранее языках индейцев прилагательные отсутствовали вовсе, вместо них использовались глаголы (иногда мы можем провести такую замену и в русском: «он больной – он болеет»).
2. Обычный порядок слов в предложении – субъект, объект, предикат (глагол), при этом прилагательное ставится после определяемого существительного (как в романских языках), а наречие – перед глаголом (как в русском).
3. Глагол имеет множество аспектов, среди которых важным является временная дистанция, то есть форма прошедшего времени показывает, как давно произошло то или иное событие:
Pohhis – «я слышал» (первое прошедшее – о событиях, произошедших в течение дня).
Pohiyvnks – «я слышал» (второе прошедшее – в течение недели).
Pohimvts – «я слышал» (третье прошедшее – в течение года).
Pohicatēs – «я слышал» (четвертое прошедшее – раньше, чем год назад).
4. Глаголы в крикском языке приобретают дополнительное значение способом, очень схожим с русским языком: к корню прибавляются определенные приставки. Так, litkvs значит «бежать», oklitkvs – «сбежать (вниз)», islitkvs – «бежать вместе», inlitkvs – «убежать», ohlitkvs – «подбежать» и т.д.
5. В крикском языке переходные глаголы присоединяют к основе показатели и субъекта, и объекта: kiichiiyvtes – «я сказал ему», kiichichkvtes – «ты сказал ему», kiichvtes – «он сказал ему».
6. В мускогских языках различается отторжимая и неотторжимая принадлежность, поэтому не существует таких отдельно употребляющихся слов, как голова, нога, зуб и подобные. Эти слова обязательно должны кому-то принадлежать, поэтому можно сказать только chvkv – «моя голова», chekv – «твоя голова», ekv – «его голова».
7. В области фонетики можно заметить малое количество (а в некоторых языках и полное отсутствие) звонких фонем, таких как [д], [б], [г], [з].
Во всем остальном мускогские языки весьма схожи с языками, известными в Старом Свете: морфология и синтаксис, в общем, достаточно близки к таким же агглютинативным тюркским, а изменение корней слов, особенно глаголов, напоминает немецкое: часто очень трудно найти сходство между одним и тем же глаголом, стоящим в разных формах. Например, issetv – «брать», esiis – «я беру это», chawis – «он берет их», esvntvs – «он брал это», chawvntvs – «он брал их», chawin – «берущие». Но это знакомо и русскому языку: хорошо – лучше, идти – шёл…
Заключение
Итак, все рассмотренные в двух предыдущих частях статьи племена Северной Америки не смогли адекватно адаптироваться к новой европейско-американской действительности. Мы увидели, что лишь немногие из них (как навахо) имеют более-менее нормальный уровень жизни в наши дни, однако живут они достаточно изолированно, в соответствии с традиционным укладом. Другие племена растворились или исчезли, не выжив в противостоянии с европейцами, третьи же (как лакота) не смогли приспособиться к новой жизни и страдают от нищеты и алкоголизма.
Вспомним, что все эти племена говорили на языках полисинтетического строя.
В то же время, племена, говорившие на мускогских языках агглютинативного строя, перемешались между собой и другими народами, переселились за сотни километров, но являются активными участниками экономической и общественной жизни США.
А может, вовсе не случайно, что носители языков, достаточно схожих по структуре с английским, испанским и другими мировыми языками, смогли вписаться в современное общество? Во всяком случае, неизвестен ни один носитель какого бы то ни было полисинтетического языка, который внес бы ощутимый или известный вклад в западную культуру или науку и был бы известен мировому сообществу. Слишком другое у них восприятие мира…