Трудности в общении за границей: язык и культура
Иностранцы — люди с ограниченными возможностями?
Люди, имеющие физический и (или) психический недостатки, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования, относятся к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обычно выделяют следующие категории обучающихся с ограниченными возможностями:
- с задержкой психического развития,
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- с нарушением сенсорной сферы (лица с сенсорной депривацией),
- с нарушениями эмоционально-волевой сферы и
- с отклоняющимся поведением.
Если для обучающегося (студента, школьника) язык обучения и общения в коллективе является неродным, то у него будет отмечаться недостаток сенсорного насыщения , что может приводить в конечном итоге к депривации, то есть недостаточному удовлетворению своих потребностей.
Депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей .
Оказавшись в инокультурной и иноязычной среде, человек может не понимать всех оттенков смысла высказываний, внеязыкового подтекста речевых ситуаций, может не знать, как решить ту или иную бытовую проблему, как вести себя в различных ситуациях. В большей или меньшей степени, но это касается всех и может не зависеть от языковой подготовки. Соответственно, в силу различных обстоятельств человек не получает необходимое привычное количество внешних стимулов . Нахождение в состоянии информационного голодания в течение длительного времени приводит к снижению настроения, его резкой изменчивости, к апатии и депрессии. Человеку жизненно важно получать информацию из окружающего мира, но не владея иноязычной и (или) инокультурной компетенцией, эта задача становится трудновыполнимой.
Иноязычная культура и общение
Одна из важнейших потребностей – общение, но из-за разногласий в традициях и обычаях оно также может сократиться. В одном обществе принято при встрече прежде всего интересоваться здоровьем и успехами всех родственников собеседника до десятого колена, и если в такой ситуации окажется человек, не знакомый с этой культурной особенностью и начинающий сразу говорить о делах, его могут счесть минимум невежливым и невоспитанным. И наоборот: если кто-то будет вести себя так в европейской стране, он будет восприниматься (и это будет самым безобидным) как человек со странностями, и относиться к нему будут с подозрением.
Подобные ситуации могут снижать возможность общаться с другими людьми, препятствовать удовлетворению потребностей в общении и снижать удовольствие от общения. Сокращаются контакты не только с другими людьми, но и с внешним миром вообще. В учебном процессе это отрицательно сказывается на успеваемости. Так, исследования Дж. Хопкинса неинтеллектуальных связей успехов и неудач студентов показали, что большинство обучающихся, имеющих малое количество друзей и ограниченных в общении, не успевает в учебе или отстает от курса.
Если человек, живущий среди общества, мыслит в соответствии со своими привычными категориями , прямо или косвенно обособляя себя от окружающих, то он становится не способным адекватно воспринимать их . В этом случае трудно понять других, выставить к ним какие-либо ожидания, предугадать поведение; неприятие людей приводит и к неприятию всей социальной информации, и это может стать предпосылкой социального конфликта. Что делать для предотвращения подобной ситуации?
Поскольку людей иной культуры можно справедливо относить к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности (с нарушением сенсорной сферы), то следует говорить о педагогической коррекции как наиболее эффективной работе. Требуется превратить обучающихся-иностранцев из стороннего наблюдателя в часть социальной среды, так устранится их противопоставление остальным, будет снижена вероятность возможных конфликтов, повысится качество жизни и учебы. Подобная работа должна проводиться, соответственно, не преподавателями русского языка.