Грамматические классы имен существительных: суахили
Поделиться:В языке суахили, как и в других языках семьи банту, очень важна категория класса предмета, что выражается путем прибавления определенных префиксов к словам различных частей речи. Так, к слову chungwa, означающему «апельсин», можно прибавить суффикс множественного числа класса «плоды» и получить machungwa. Если прибавить префикс класса «деревья» m-, то слово mchungwa будет означать «апельсиновое дерево». Множественное число этого же класса оформляется…
В языке суахили, как и в других языках семьи банту, очень важна категория класса предмета, что выражается путем прибавления определенных префиксов к словам различных частей речи.
Так, к слову chungwa, означающему «апельсин», можно прибавить суффикс множественного числа класса «плоды» и получить machungwa. Если прибавить префикс класса «деревья» m-, то слово mchungwa будет означать «апельсиновое дерево». Множественное число этого же класса оформляется с помощью префикса mi-: michungwa – апельсиновые деревья.
Если мы посмотрим на пару mungu – miungu, мы уверенно определим те же самые префиксы единственного и множественного числа класса «деревья», что и в предыдущем примере. Однако mungu – это «бог».
Так с помощью простого грамматического анализа можно определить, что у народов восточного побережья Африки когда-то были боги, связанные с растительным миром, не уподоблявшиеся людям (для класса «люди» существует отдельный префикс). Впрочем, тролли, эльфы, дриады и прочие анимистические божества распространены по всему миру.
С другой стороны, грамматическое равенство людей, ангелов и Бога характерно, например, для ряда дагестанских языков, где подобные слова относятся к одушевленному классу, в то время как демоны, животные и неживые предметы противопоставляются этому одушевленному классу.